Всем ещё раз привет!
Как и обещал - небольшой фотоотчет о проделанной работе.
В настоящий момент инструмент в полностью рабочем состоянии, не хватает только смычка, который до недавнего времени мне казался вещью ненужной для джазового контрабасиста - ну, я классику играть не собирался. Я очень люблю классическую музыку, особенно камерную, однако, я люблю её слушать. Но вчера купил своей девушке скрипку, выпросила-таки - самую простую и дешевую китайскую, в переводе на у.е. около 50 баксов. Ну и повозил смычком этой скрипки пару минут по струнам баса, было просто интересно - что за звук... И, должен сказать, мне понравилось. Инструмент и так достаточно звучный получился, а смычком - вообще поет! Теперь в поисках смычка, не нового, главное, чтобы контрабасовый и не сильно убитый.
К слову, о скрипке. Я в них разбираюсь не сильно, но занятия ремонтом гитар более 10 лет научили видеть вещь, сделанную качественно. Так вот, скрипочка 3/4, называется Goldsun. Верхняя дека - ель, причем неплохая. Нижняя дека и все остальное - клен. Накладка грифа, колки и штука для упора подбородком (не знаю, как она называется правильно, на контрабасе такой нет, по крайней мере, на моем
Но вернемся к контрабасу. Значит, началось все с того, что купленный контрабас с натянутыми струнам просуществовал около 2 недель и у него просто однажды наутро отломался гриф. По месту склейки. Я понял, что играть с отломанным грифом будет весьма сложно и неправильно, поэтому и решил заняться восстановлением инструмента в целом. Определился сразу, что лак менять не буду, разве-что подновлю местами, хоть инструмент и был интенсивно и распространенно покоцан бывшими владельцами.
Отклеил я от отклеившегося грифа накладку, которая и так местами хреновато держалась. И тут тоже не обошлось без ПВА - я так понимаю - любимый клей прошлого мастера моего контрабаса
Глубину седла измерял путем прикладывания метровой стальной линейки, приобретение которой тоже не обошлось без определенного юмора. Пришел на рынок к мужикам, которые инструментом торгуют, спросит метровую линейку, они достают, красивая такая, блестящая, еще с советским знаком качества. Я спрашиваю - а она правильная, хорошая? А они в ответ начинают её гнуть в дугу и говорят, что именно таким образом проверяют линейки.
Думаю - что-то тут не так... Говорю - доставайте ещё одну. Кладу их рядом на стол одну к другой и всем становится видно, что между линейками есть равномерная веретенообразная щель в самом широком месте около 4 мм. Спрашиваю - и какая из них ровная? Ответом было молчание, однако, их лица в этот момент меня очень позабавили.
Короче, достали мы все линейки, которые у них были и путем попеременного прикладывания их друг с другом выбрали наконец самую ровную
Профиль порожка старался сделать так, чтобы струны плавно, без изломов на нем лежали.
Ну, и пазы под струны прорезал.
Колковую механику почистил, слегка отполировал, отверстия для шурупов рассверлил под самые маленькие желтые шурупики, которые смог найти в продаже, т.к. старые мелкие черные были гнутые, ржавые и местами плохо держались.
Корпус. Ну, что тут сказать? Он был далеко не в парадном состоянии.
Вот место крепления грифа:
Эти трещины были залиты клеем с помощью шприца - здесь был применен ПВА, т.к. место не из тех, которое когда либо понадобится расклеивать, да и на звук не влияет.
Место вклейки грифа тоже основательно очистил от клея до голого дерева.
А еще я извлек из корпуса около 40 штук мелких гвоздиков, которыми по краю в нижней части были прибиты хреново приклеенные нижняя и верхняя деки, я конечно понимаю, что так проще, но...
Несмотря на гвозди обе деки были местами плохо приклеены.
Снимать решил заднюю, т.к. на ней имелась небольшая продольная трещина внизу сбоку и она была почти не приклеена.
Тут видно то что открылось моему иземленному взору внутри изделия и часть задней деки с отколовшимся фрагментом.
Фрагмент, само собой разумеется, был приклеен на место, хотя, его уже кто-то пытался клеить до этого...
Более темные помазни в нижней части деки по её контуру - ПВА. Очистка от него была очень трудна, если не сказать - мучительна. Наждачка его не берет - моментально засоряется, поэтому срезал его осторожно в течение недели остронаточенной стамесочкой со всей внутренней поверхности верхней, нижней и боковых дек.
Все очистил, привел пружину в Божеский вид - до этого она была... ну, как бы это правильно сказать... ну, очень тупым, даже, наверное, каменным топором выгрызена (по другому не скажешь) из дерева. Каменный топор, кстати, должен свидетельствовать о том, что инструмент очень старый
Конструкцию пружины особо не менял, да и чего менять, не знаючи и не видя правильного варианта, но получилось слегка по-своему. Там дальше будет видно на фотографиях.
Мелкие трещины над нижними глазками эф пришлось заклеивать, накладывая на них для усиления тонкие еловые полосочки, т.к. они заметно расходились при натянутых струнах.
После того, как внутри все было приведено в порядок, проклеены все сомнительные места - использовался костный клей, за неимением другой разновидности, хотя, я понимаю, что он слегка хрупковат, так говорят... Короче, после этого была приклеена шейка грифа. Само собой, перед самоым приклеиванием всё было семь раз промерено и продумано. Семь раз отмерь - один приклей
Перспектива приклеивания задней деки вынудила и без того перенапряженные мозги поднапрячься и включить все рационализаторские и изобретательские способности. Вся проблема заключалась в отсутствии у меня так необходимых для данной операции струбцин подходящего размера и количества. Я посчитал, что нужно не меньше 20 штук, а это, при нынешних рыночных расценках на струбцины, выливалось в сумму, почти равную стоимости моего контрабаса. А жаба, как известно - самое страшное животное в мире, она задавила более половины населения Земли, ну и меня тоже
Ну, а потом - очередная варка очередной порции клея, быстро собрался духом и... получился вот такой "таракан"
Все это основательно высохло. Конструкции были сняты и произведено приклеивание накладки на гриф. Тут все прошло без особенностей, ничего необычного.
Т.к. старая душка оказалась коротковатой, то была сделана новая. Тут тоже помогло разобранное пианино. Там есть две цилиндрических еловых палочки, которые передают усилие от педалей к нужным местам, по диаметру они вполне подходили, по качеству ели тоже, и на вид и на звук.
Установка душки заняла немного времени, около получаса. Для манипуляций внутри баса использовал стальную пластину с дырками (она у меня от аппарата Иллизарова осталась, я травматолог по специальности, вообще то...) и веревку х/б, толщиной около 4-5 мм. Вот как это происходило:
Такой способ удержания мне понравился тем, что сложно её уронить внутри, а плотная веревка позволяет и вращать саму душку и двигаться по ней вверх вниз, чтобы более точно установить положение душки. А самое главное - легко снимается, отпустил веревку, снял пластину, вытянул изнутри веревку.
Ну, и одеть её легко - длинным пинцетом завел за душку веревку, вывел края наружу, одел пластину, ввел внутрь, затянул петлю покрепче и манипулируй на здоровье.
Короче, душку поставил.
Наступила очередь подставки.
Она была зачищена и переведена в регулироумое состояние с помощью пилки, наждачки, дрели, друх резьбовых стерженьков М5 и двух колесиков-гаечек с резьбой, любезно выточенных из латуни моим отцом.
Подструнник просто слегка зачищен, доработаны отверстия крепления струн и троса, прокрашен черной матовой краской.
Вместо троса там стояла толстая латунная проволока. Я заменил её куском троса в оболочке - такой есть в продаже.
Держатель шпиля подкрашен, заводской ущербный алюминиевый болт, который нихрена не держал, и который невозможно было закрутить ни руками, ни даже с помошью плоскогубцев, был заменен на нормальный, удобный, не знаю откуда у меня взявшийся...
Оставалась белой накладка грифа, но перед её покраской я решил сначала попробовать натянуть струны и проверить - не ошибся ли я с её профилем. Оказалось, что не ошибся. Струны можно было опустить достаточно низко, но ничего нигде не жужжало, и сустейн хороший, и звук полный.
После этого накладка была покрашена черной матовой краской, а поверх неё - акриловам автомобильным лаком. Этот лак марки HS (High solid - высокотвердый) фирмы De Beer я использовал при покраске своей машины и в его твердости и качестве был вполне уверен.
Когда лак высох я его заматировал мелкой наждачной бумагой, чтобы не блестел и было похоже на черное дерево, хотя бы с расстаяния пары верст
Ну, и на финал был куплен кроваво-красного цвета какой-то импортный нитролак, разведен до необходимой густоты. С помощью тампона были несколькими слоями хорошо прокрашены ободранные углы, места склейки о прочие потертости, ну и весь инструмент для полноты картины очень тонким слоем промазюкан тампоном для имитации покрытия лаком с помощью тампона.
Для чего я это сделал? Ну, ведь вид у него на новый не тянет совсем, чтобы глянец наводить. А половина заводского лака, нанесенная пульверизатором и места, прокрашенные тампоном в сочетании смотрелись бы не совсем хорошо. Поэтому и решил симитировать под старину
Буду признателен за отзывы, комментарии и конструктивную критику.