АвторСообщение
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 03:07. Заголовок: ИСТОРИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


Интервью дирижёра Роджера Норрингтона для Classica.FM
12 декабря 2009


    Декабрь – традиционное время праздников. В этом году, помимо приближающегося Нового года и Рождества, музыкальная Москва отмечает ещё один, весьма значительный для мира классической музыки: британский маэстро, проповедник аутентизма и автор неординарных для нашего время интерпретаций, Сэр Роджер Норрингтон отмечает в этом году своё 75-тилетие. Хотя сам день рождения прошёл ещё весной, следуя традиции отмечать круглые даты в течение всего года концертами, приезд маэстро в Россию, третий по счёту, приурочен именно к этому событию. Наше издание поздравило юбиляра лично, а также побеседовало с виновником одного из главных декабрьских музыкальных событий в Москве – концертом в Большом зале Московской консерватории с программой из произведений Брамса и Чайковского. Сэр Норрингтон совсем не чувствует себя пожилым, в общении держался на редкость непосредственно: он шутил, напевал и даже подчёркивал свои слова пантомимой. С маэстро Норрингтоном беседовала журналистка Виктория Руцкая.


Виктория Руцкая: В этот раз ваше посещение Москвы приурочено к большому празднику – вашему юбилею. 75 – солидный возраст, «время собирать камни». Это уже не просто шахматная игра, здесь каждый шаг дорог. Как вы ощущаете себя? Есть ли у вас какие-нибудь особенные желания? Может быть, даже такие, которые почти не выполнимы, но очень хотелось бы?

Рожер Норрингтон: Я ощущаю себя достаточно хорошо. Ведь 75 исполнилось мне уже давно, и сейчас это кажется чем-то вроде круглой даты. Следующая такая – 100, и я жду этого. Но очень приятно осознавать, что спустя 50 лет музыкальной деятельности ты до сих пор можешь заниматься этим, делать хорошие вещи, интересоваться. Интересоваться работой над оркестром, иметь возможность делать новые вещи в этом возрасте – это очень захватывающе. Обычно многие люди, когда подходят к рубежу в 50 лет, начинают повторяться, делать те же самые вещи вновь и вновь. Новое видение музыки, c её историческим аспектом – звучанием, фразировкой, расположением оркестра – всё это даёт шанс создать что-то новое. Замечательно, когда есть что делать нового в моём возрасте.

А желания… У меня практически не осталось музыкальных желаний. Я сделал всё, что мне когда-либо хотелось сделать, и может быть, даже что-то из того, что я никогда бы не сделал. Но это нормально, всё равно мы не можем успеть сделать в нашей жизни абсолютно всё. Мне бы хотелось услышать, например, аутентичные оркестры или, например, современные оркестры, играющие исторически так, как это предполагалось… Я не думаю, что это осуществится, но мне это кажется хорошей идеей. А так, пожалуй, у меня нет особенно больших желаний. Только не хочется повторяться.

В. Руцкая: Вы уже успели удивить московскую публику собственной трактовкой Мендельсона и Шумана, и вот, наконец, вы привезли Чайковского! К Шестой симфонии, насколько мне известно, вы обращались уже не раз, в достаточно продолжительный период. На каждом этапе жизни в одном и том же сочинении открывается что-то новое. Что вам удалось обнаружить в Патетической симфонии? Чем это сочинение было для вас и чем является сейчас?

Р. Норрингтон: Мне не кажется, что я воспринимаю музыку совсем уж по-разному, когда становлюсь старше. Музыка позволяет всегда оставаться молодым, единственное, что меняется, пожалуй – я больше узнаю об этом. Ведь всегда необходимо множество знаний о музыке, но не только о её концепции, но и о том – как её исполнять, технически. О том, как её исполняли в далёком 19-м веке, и как она звучала на первом исполнении. Мне это безумно интересно. Мы никогда не можем знать точно, но мы можем попытаться узнать это. Так, чем больше ты учишь, чем старше ты становишься, тем больше ты знаешь.

Но я не думаю, чтобы у меня были совсем уж разные взгляды. Во всяком случае, я уже сейчас на 22 года старше, чем был Чайковский, когда писал эту симфонию. На 22 года старше того возраста, когда он умер – ему было 53. Так что, я знаю сейчас о жизни гораздо больше, чем знал он. Я не думаю, что у меня внутри просто так есть что-то уж очень особенное, ведь всё это приходит из музыки, зависит от воображения. И для этого надо быть очень-очень страстным, заинтересованным. Для музыки очень важно быть уверенным в том, что делаешь.

В. Руцкая: А с чем связано ваше постоянное возвращение к этой симфонии? Желание заново перелистать эти трагические страницы или просто насладиться музыкальными находками Чайковского? Что для вас является определяющим фактором – её философско-трагедийное начало, драматургия, сверхидея композитора или, может быть, исключительно музыкальная сторона?

Р. Норрингтон: Нет, это, конечно больше, чем музыка. Большинство из лучших сочинений Чайковского очень драматичны. Он был всё-таки больше оперным композитором, нежели симфонистом. Насколько я знаю, у него около 20 опер, 3 балета, и только 6 симфоний. И, конечно, огромное количество пьес для фортепиано. Но в основном он был оперным и балетным композитором, и – драматическим. Его симфонии тоже очень драматичны. И эта, Шестая симфония имеет программу, мы знаем, о чём она, от первой до последней части. Она, конечно, о жизни и о смерти.

Но есть и ещё кое-что, второй мотив всей симфонии – песня любви, в которой заключен страстный призыв. Как мы знаем, Чайковский исполнял свои некоторые сочинения в Париже, когда бежал из России, от своего брака, и тогда был особенно слышен этот призыв, и это было потрясающе, так как это было естественно. До этого все оперы Чайковского были в основном о феях, королях, драконах. Мистических существах. И большинство балетов тоже. Но потом он постепенно понял, что хочет писать оперы только о людях, как солдат. Ведь иногда ты даже совсем не главный, ты просто солдат. И вот, когда он вернулся обратно, то написал «Евгения Онегина», оперу исключительно об отношениях людей, реалистичную оперу. Конечно, он был очень впечатлён приходом любви. И в каком-то смысле, гипотетически, можно даже сказать, что Шестая симфония – символ Любви. Но чуть позже, в середине первой части, происходит катастрофа, и в этой катастрофе мы слышим отголоски смерти. Так что это уже три составляющие – Жизнь, Любовь, и Смерть. И мы чувствуем это с первого же движения. Это не оставляет никаких сомнений.

Я нахожу очень интересным также то, что Чайковский не очень любил говорить об этой симфонии. Может быть, потому, что его любовь была гомосексуальной, он был гей. Правда, он старался это скрывать… Сейчас говорят что Чайковский – великий русский композитор, он не мог быть геем. А почему нет? И эта симфония посвящена его возлюбленному! В партитуре ведь так и написано – Давидову. И это всегда шокирует русских, но они были любовниками, это правда. И это вовсе не так ужасно, ведь они любили друг друга. И, конечно, первая часть симфонии – о любви и смерти. А последняя – совершенно невероятная, и тоже о смерти.

Интересно, что Чайковский ужасно боялся смерти, всю его жизнь. А в этой симфонии, и особенно в этой части, он смотрит ей в лицо, заглядывает в глаза, и это потрясающе – вся последняя часть, с прекрасными волнами, в которых сменяют друг друга ужас, страх и, неожиданно, такое благородство Так, вся эта симфония может быть прочитана очень лично, автобиографично.

Средние части – менее программные, но, конечно, тоже имеют отношение к сюжету. Так что, это всё гораздо больше чем просто музыка. Но вот, например, в операх и балетах он делал великолепные вещи, они могут быть одновременно и просто музыкой, и драмой. И это Чайковский делал очень хорошо.


В. Руцкая: Мне не хотелось бы говорить о вибрато…

Р. Норрингтон: Отлично! (смеётся).

В. Руцкая: … однако хотелось бы поговорить об аутентизме. Чем это направление является для вас лично? Это борьба за чистоту языка, его подлинность? Избавление от вредных привычек современности?

Р. Норрингтон: Всегда приходится иметь дело с вредными привычками, если ты собираешься вообще что-то делать. Но в музыке традиции – весьма опасны. Они заставляют лениться. Ты не знаешь, как ты делаешь это, ты просто делаешь это, и не думаешь об этом. Это не совсем борьба за подлинность, но я действительно хочу узнать, как это было в то время, как исполнялись сочинения, что ожидали услышать композиторы. Брамс, Чайковский, Малер, Моцарт или Монтеверди – что они рассчитывали услышать? Если мы сможем играть именно так, то, возможно, будет звучать лучше. И вот, мы обнаружили, что тогда играли чистым, прямым звуком, без вибрато, без этого расшатанного звучания. Конечно, это придаёт какую-то чистоту, но что это даёт нам? О чём говорит?

Может быть, этим композиторы тоже имели что-то ввиду? Благородство? Именно так возникает благородная кантилена, когда ты играешь именно таким великолепным звуком. Это очень важная особенность музыки 19-го века. Мы готовы принять требование исполнять так музыку Баха или Генделя, с чистым звуком, потому как это кажется нам верным, но мы шокированы, когда так исполняют Вагнера или Брамса, а между тем именно так они и хотели, чтобы исполнялись их сочинения, это связующая ниточка между Бахом и Вагнером, Бахом и Брамсом. Ведь у них есть что-то общее. Последняя часть последней симфонии Брамса пропитана Баховским тоном, Вагнер очень почитал Баха, и даже в его доме, над лестницей, изображена именно голова Баха… Он восхищался им, как и многие композиторы 19-го века.

Но важно чувствовать и разницу. Например, если взять какие-нибудь развлекательные сочинения Брамса, его Венгерские танцы, к примеру, то вибрато там обязательно будет, как в джазе, как в народной музыке, развлекательной. Но если взять его струнный квартет, или симфонию… Когда он писал в таких жанрах, то хотел написать что-то, поднимающее слушателя на новый, возвышенный уровень. И это ключевое понятие в искусстве примерно с 1930-х годов. Это возвышает тебя над всем.

Конечно, авторы использовали народную музыку, например, так начинается финал последней симфонии Гайдна. Но она поднимает слушателя до чего-то совершенно необыкновенного, великолепного, к облакам. Церковная музыка – на небеса. Серьёзная музыка – симфонии, квартеты, оперы, всё это гораздо выше, чем грязные улицы. И тогда манера исполнения чистым звуком – как раз то, что нужно, именно это звучание очищает. В кафе и на улицах вполне можно играть вибрато, как в джазе. Но в концертном зале должно быть нечто благородное.

Это очень трудно понять, так как сейчас мы живём в не благородное время, сейчас нам все кажутся одинаковыми, и никто – достойными. Мы все распинаем друг друга, и хотя обещаем себе вести себя иначе, всё равно делаем, как все. А в 19-м веке были естественные потребности в благородстве. И музыка может поднять тебя в совсем иное состояние. Конечно, популярная музыка не может сделать подобного, а классическая – да. И когда ты начинаешь играть прямым звуком, то неожиданно понимаешь: «Ага, вот оно!». Та самая невинность, благородство и честность.

Ещё одной стороной подобной манеры игры является не только звучание музыки, но и её моральный тон. Это очень важно, и важно понимать эту разницу. Вот, например, в музыке Чайковского ведущей темой является тем Любви, но это именно любовь, а не секс. Это то самое страстное благородство, что-то больше, чем простые земные страсти. И это очень, очень важно. Но для музыки именно 19-го века. Ведь после 18-го это было практически восхождение в горы. Малер, например, не слишком задумывался об этом, и люди, услышав подобное, говорили «О, это не великое…» Это не была благородная, достойная музыка. Всё дело в том, что он был одним из первых модернистов. Он пытался показать, что в музыке могут быть не только благородные вещи, но и уродливые. И сейчас, в 21-м веке, всё это кануло, сейчас у нас везде ужасная темнота, антимузыка, как и антиживопись, и антитеатр.

Может быть, это изменится в будущем, но 20-й век – это век разрушения. Сталин пытался разрушить Россию, Гитлер пытался разрушить Германию. Это ужасающее время, и в искусстве тоже проявляется негатив, ужас, разногласия. И большинство музыки этого времени передаёт это ужасающее состояние, за которое я не берусь. Всё это происходило в 20-м веке, но не происходило в 19-м. Я пытаюсь раскрыть то, что было прекрасного в музыке. Не все эти «та-та-та» (напевает один из популярных мотивов) – это забавно, весело, но – это не классическая музыка.

В. Руцкая: А как проходила работа над Чайковским? На какие документы, сведения вы опирались при подготовке партитуры? Ведь, насколько мне известно, в России почти не осталось данных, исторических упоминаний о манере игры того времени.

Р. Норрингтон: Только партитура, его письма и книги о музыке того времени. Известно, что классическая музыка крайне молода в России, Чайковский был только вторым поколением. И мы только сейчас учимся, как исполнять ту музыку, и, в частности, как играть на инструментах раннего периода 19-века. Похожая ситуация была в Германии, но тогда ещё была возможность узнать, как исполнялась музыка на их инструментах, в том числе струнных, и выяснилось, что они играли прямым звуком. Я думаю, что во времена Чайковского было примерно то же самое. Конечно, сейчас немного информации о русской музыке, я думаю, нам ещё только предстоит обнаружить многое. Сейчас мы можем догадываться, предполагать.

Мне кажется, это было близко к немецкому стилю, ведь Чайковского неоднократно обвиняли в том, что он был слишком «западным». То же самое происходило с Дворжаком, Сметаной. Но здесь, конечно же, дело в мастерстве. Похожее было и в Японии, когда решили узнавать больше и больше об индустрии и культуре, поехали в Германию, за немецкими инструментами, и в результате появилась запись в 1925 году, без вибрато. Только цыгане играют с вибрато! (смеётся). Конечно, мы не знаем, как играли при Чайковском, но мы можем предположить и попытаться повторить это.

В. Руцкая: Что вы можете сказать о современной композиторской школе? Ведь в обозримом историческом периоде не было такого времени, чтобы в течение полувека не появлялось бы выдающихся имён. В последние полвека личностей, сравнимых с масштабом таланта Шостаковича, на мой взгляд, не появлялось. Может быть, вы считаете иначе?

Р. Норрингтон: Я не знаю ни одного такого автора сейчас, ни в России, ни в Германии. В Великобритании нам повезло чуть больше, там есть несколько неплохих современных композиторов. Но ведь это как вызов, не правда ли? 21-й век – век разрушения, и сейчас слишком много такой музыки, которую никто не может понять. Раньше невозможно было сказать о музыке, что это «какой-то мусор», а сейчас, в миллениуме, это становится вполне возможным. Шостакович был великолепен, но некоторые новые находки всё равно ужасающи. Так что – хватит писать это!

Может быть, когда-нибудь станут писать такую музыку, которую люди хотят услышать? Раньше мы были более счастливыми в этом плане, ведь это иногда происходило. И сейчас я знаю гораздо больше приятной старинной музыки, из нескольких далёких эпох. Монтеверди, Джезуальдо. Другая сторона – авангард. И то, что написано недавно, и то, сто мы совсем не знаем, так как написано очень и очень давно, всё было авангардом в те эпохи – например, Джезуальдо. Есть и ещё один тип авангарда – такой, когда нам кажется, что это новая музыка, но это не совсем так, ведь если играть тот старинный авангард в подобающей, исторически верной манере, то это будет звучать по-новому. И это очень захватывающе, об этом стоит задумываться. Мы возвращаемся назад, но при этом получаем что-то новое!

В. Руцкая: Поделитесь секретом Вашего творческого долголетия?

Р. Норрингтон: У меня нет никакого особенного секрета. Мой секрет в том, что я очень-очень страстно отношусь к музыке, очень… инстинктивно! Во любом искусстве можно испытывать сильные чувства, понимая их с помощью техник или интеллекта, но даже самые прекрасные картины, например, всегда немного формальны, закостенелы. Музыка же захватывает меня с головой с первой секунды, и мне даже приходится это иногда контролировать, думая о том, как долго она звучит, в каком темпе, как сидит оркестр, какие звуки он издаёт.

Чувства контролируются интеллектом, а интеллект подгоняют чувства. Таким образом, есть две стороны, которые взаимодействуют друг с другом, и именно это рождает творчество. Если полагаться только на чувства, то можно выпрыгнуть куда-то за грани, сорваться со скалы. Если же только думать, то будешь ужасно скучным, как компьютер. Нужно обязательно две стороны. И мой секрет заключается в том, что я верю в обе из них на сто процентов.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 39 , стр: 1 2 All [только новые]


moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 16:45. Заголовок: Anton Bruckner (1824..


Anton Bruckner (1824-1896) Symphonie Nr.5 in B-dur Orchestre des Champs-Élysées Philippe Herreweghe




http://avaxhome.ws/music/classical/Bruckner_Symphony_no5_Herreweghe.html



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 16:51. Заголовок: Bruckner: Symphonie ..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 16:54. Заголовок: Mahler - Des Knaben ..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 16:56. Заголовок: Mahler - Das Lied vo..


Mahler - Das Lied von der Erde - Philippe Herreweghe



http://avaxhome.ws/music/classical/Mahler_DasLied_von_der_Erde.html


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 16:59. Заголовок: Anton Bruckner - Sym..


Anton Bruckner - Symphonie Nr.4 (Philippe Herreweghe)



http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=2294624

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 17:01. Заголовок: TV-Rip: Wege zu Wagn..


TV-Rip: Wege zu Wagner (Ways to Wagner) - mit Sir Roger Norrington - "Mezzo"





http://avaxhome.ws/music/classical/Opera/Wege_zu_Wagner.html



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 17:04. Заголовок: Hector Berlioz - Sym..


Hector Berlioz - Symphony Fantastique, Roger Norrington, London Classical Players



http://avaxhome.ws/music/classical/berlioz_symphony_fantastique_norrington.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 17:05. Заголовок: Wagner - Overtures /..


Wagner - Overtures / Вагнер - Увертюры - Norrington/Норрингтон

http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=2400766

По моему более менее исчерпывающе....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 10.05.08
Откуда: Россия, Пенза
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 21:10. Заголовок: спасибо :sm12:..


спасибо

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 29.02.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 15:31. Заголовок: Женя, ты нереальный ..


Женя, ты нереальный фанат!

прекрасно...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.09 00:56. Заголовок: Стараемся!!! :sm12: ..


Стараемся!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.10 16:24. Заголовок: Haydn; Symphonies No..


Haydn; Symphonies Nos.6-8 - Le Martin, Le Midi, Le Soir Freiburger Barockorchester



http://rapidshare.com/files/67520551/ProjectHM8_HMC901767.part1.rar
http://rapidshare.com/files/67521134/ProjectHM8_HMC901767.part2.rar
http://rapidshare.com/files/67521603/ProjectHM8_HMC901767.part3.rar
http://rapidshare.com/files/67522063/ProjectHM8_HMC901767.part4.rar

Password for all of the albums: Sankerib

Послушайте как здорово играют Гайдна. Так же обратите на солирующий контрабас в менуэтах. 5+

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.10 14:59. Заголовок: 19 февраля 2010 года..


19 февраля 2010 года, 19:00

Московский Международный Дом Музыки Камерный зал

Концерт оркестра Pratum Integrum

Художественный руководитель – Павел Сербин (виолончель)
концертмейстер – Сергей Фильченко (скрипка)

«Бетховен in C»

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)

Фортепианная соната №8 до минop, оp.13 («Патетическая»)
в транскрипции для струнного квартета

Струнный квинтет до минор, оp.104

Симфония №1 до мажор, ор.21

***

***

БЕТХОВЕН IN C

Драма без героя

Латинской буквой «С» музыканты обозначают ноту «до» — начало и конец звуковой вселенной Нового времени, когда «белая» тональность До мажор (по-латински C-Dur) стала символом торжествующего порядка, радостного согласия и уравновешенной гармонии. «Это ясно, как простая гамма», — восклицал пушкинский Сальери, разумея, вероятнее всего, именно гамму До мажор: элементарную, без единого знака в ключе, сияющую, как солнечный полдень. «C-dur – совершенно чист. Его характер – невинность, простота, наивность, детскость», — писал в 1784 году композитор и публицист Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт.
Однако двойником безоблачного До мажора был сумрачный До минор (C-moll), начинавшийся с той же ноты и имевший сходных гармонических «родственников». Правда, репутация этой тональности в течение XVIII века ощутимо изменилась. Если в начале столетия До минор считали подходящим для выражения нежных меланхолических чувств, тоски и любовного томления, то к 1780-м годам тут стали слышать суровый драматизм и даже трагизм. В сочетании с До мажором это давало богатую палитру контрастов, наподобие антитез дня и ночи, отчаяния и утешения, борьбы и победы.

Герой

Людвиг ван Бетховен (1770—1827) с детства питал необоримое пристрастие к тональности До минор. Не случайно его первым изданным сочинением стали Вариации До минор на марш Э.К.Дресслера (1782). В молодости Бетховен написал в этой тональности множество сонат и камерных ансамблей, начиная с фортепианного Трио Ор.1 № 3 (1795), которым очень гордился, но которое вызвало озабоченность его учителя Йозефа Гайдна. «Разумеется, Ваши вещи прекрасны, это даже чудесные вещи», — сказал, якобы, Гайдн. — «Но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны: а стиль музыканта — это всегда он сам» (из мемуаров Луи Друэ, говорившего с Бетховеном в 1822 году).
Это высказывание свидетельствовало не о непонимании старым Гайдном музыки молодого Бетховена а, напротив, об очень тонком её понимании. Действительно, Бетховен сильно выделялся в кругу венских музыкантов и своим гением, и своим взрывчатым темпераментом, и легендарным упрямством. Он не пытался скрыть своё истинное «я», но, поскольку оно было соткано из противоречий, это пугало и отталкивало многих людей, искавших в искусстве и в жизни гармонии. Бетховен, впрочем, тоже её искал, хотя обретал с трудом, отвоёвывая как похищенное судьбою сокровище. Поэтому его До минор звучит более грозно, чем у Гайдна, но зато и До мажор вспыхивает с небывалой силой или, наоборот, излучает звёздный покой — как в последней его фортепианной Сонате ор.111, две части которой раскрывают всю глубину понятия «in C».

Метаморфозы

Трио до минор ор. 1 № 3, вопреки настороженности Гайдна, сделалось при жизни Бетховена очень популярным. В 1817 году некий любитель принёс Бетховену своё переложение Трио для струнного квинтета. Мастеру эта работа не понравилась, и он решил её переделать. К сожалению, мы не знаем, как выглядел труд дилетанта, ибо композитор гордо пометил на титульном листе: «Первоначальная партитура трехголосного квинтета предана огню в качестве торжественного жертвоприношения богам преисподней».
Так возник Квинтет ор.104 — авторское переложение раннего Трио. Эти произведения отличаются деталями письма и тембровым обликом, но по структуре аналогичны. Четырехчастный цикл включает в себя тревожно-сумрачное Allegro con brio в сонатной форме, сдержанно-лирические вариации (Andante cantabile), нервно-взъерошенный Менуэт и бурный финал (Prestissimo)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 12.03.10
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.10 23:19. Заголовок: Не очень восхищаюсь ..


Не очень восхищаюсь аутентичным исполнением. Это интересно с точки зрения истории, но мне кажется что сейчас лучше играть максимально качественно и с учетом музыкальных достижений современности, а не так, как не умели играть в эпоху Баха. Тем болеее не нравится исполнение Баха без вибрации - сама музыка Баха, ее звук требует насыщения вибрацией.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.10 00:25. Заголовок: Анатолий Дело не в ..


Анатолий Дело не в отсутствии вибрации. А совсем в другом...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 10.05.08
Откуда: Россия, Пенза
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.10 12:21. Заголовок: Анатолий я в этой те..


Анатолий я в этой теме книгу по барокко выложил, очень познавательно

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
вне конкуренции




Зарегистрирован: 31.07.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.10 12:56. Заголовок: Анатолий пишет: а н..


Анатолий пишет:

 цитата:
а не так, как не умели играть в эпоху Баха.


Я бы сказал,что в эпоху Баха как раз умели играть, а сейчас общая тенденция играть все в одну "ду-ду".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 12.03.10
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.10 19:03. Заголовок: Телевизор пишет: Де..


Телевизор пишет:

 цитата:
Дело не в отсутствии вибрации. А совсем в другом...


Вибрацию я привел просто как пример, не более.

 цитата:
Я бы сказал,что в эпоху Баха как раз умели играть, а сейчас общая тенденция играть все в одну "ду-ду".


Ты слышал музыкантов той эпохи? :)
Если серьезно, уверен что услышав вживую музыкантов эпохи классицизма или барокко, мы бы не пришли в восторг. Пусть это был бы даже сам Паганини. Нас могла бы поразить энергетика, подача, но только не техническая сторона. С точки зрения того, что мы привыкли слышать в наши дни их игра показалась бы нам халтурой. Уровень исполнительства с той эпохи по штрихам, звукоизвлечению, короче, по всем параметрам настолько двинулся вперед, что даже лучшие музыканты того времени вряд ли бы сравнились с обычным современным музыкантом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
вне конкуренции




Зарегистрирован: 31.07.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.10 20:17. Заголовок: Анатолий пишет: Тел..


Анатолий пишет:

 цитата:
Телевизор пишет:

цитата:
Дело не в отсутствии вибрации. А совсем в другом...



Этого я не писал ...!!! )

Анатолий пишет:

 цитата:
Ты слышал музыкантов той эпохи?



Никто из нас не слышал, но точно знаю что хорошие музыканты были и к нотному тексту относились не так, как парою сейчас...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 06.02.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.10 22:35. Заголовок: Телевизор: Никто из ..


Телевизор: Никто из нас не слышал, но точно знаю что хорошие музыканты были и к нотному тексту относились не так, как парою сейчас...

Согласен:) Не думаю что всё было так плохо как написал Анатолий. По крайней мере было бы очень наивно так полагать. НЕ СТОИТ ПРЕУВЕЛИЧИВАТЬ ЧТОБЫ (кого-то) ВОЗВЕЛИЧИВАТЬ - во!:))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 00:24. Заголовок: Анатолий пишет: Ты ..


Анатолий пишет:

 цитата:
Ты слышал музыкантов той эпохи? :)


Это мне напоминает сравнение лошади с велосипедом. Сейчас всё совершенней и т.д. А раньше играли фальшиво и примитивно....
Мне нечего сказать. Постарайтесь сначала изучить эту тему. (Я этим занимаюсь уже 10 лет). А потом и поговорим...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 12.03.10
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 18:48. Заголовок: Телевизор, извини, н..


Телевизор, извини, напутал с цитированием. :)
ХОРОШИЕ музыканты и сейчас бережно относятся к нотному тексту. :)
Sinzin - это отход от обсуждения. а не ответ. Я не навязываю своей точки зрения, тем более что Вы гораздо более опытный и образованный музыкант. Но тем не менее предпочитаю слушать музыку в современном бережном, качественном и осмысленном исполнении. а не так "как играли когда-то". Это мне интересно только с точки зрения музыкальной истории. Я думаю Бах гордился бы тем, как исполняют его музыку выдающиеся музыканты современности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 19:11. Заголовок: Анатолий пишет: а н..


Анатолий пишет:

 цитата:
а не так "как играли когда-то"


как тогда играли никто не знает. музыканты аутентичного направления стараются отталкиваться от того. что дошло до нас.
Инструменты , строй, литература , трактаты школы, учения об аффектах и т. д. Манера которую. кое где пронесли через века (Голландия.Англия).

В конце 19 нач.20 вв. сложилась определённая манера исполнительства (условно назавём её виртуозно-романтической) которая порадила культ личности солиста и полное отделение композитора от исполнителя (разделение труда). В этом нет ничего дурного, это ход истории. Дело в другом, что именно с этой позиции пытаются расматривать музыку многих эпох. И проститеиграют очень качественно , но не понимая написааного, всё в одну дуду. примеров множество....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
вне конкуренции




Зарегистрирован: 31.07.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 19:29. Заголовок: ...


Не очень удачное сравнение наверное, но когда многие современные музыканты, как профессионалы так и студенты, играют что-то из эпохи барокко слушать становится не выносимо.
Я также не удивлюсь если,например в Питере на Дворцовой площади , какой-нибудь гениальный, хороший архитектор с удовольствием вместо Эрмитажа построит какую-нибудь стеклянную железобетонную хрень и скажет - Ну а что ... Хватит уже старьем пользоваться...Мы же в 21 веке живем...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 12.03.10
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 19:41. Заголовок: Телевизор пишет: Не..


Телевизор пишет:

 цитата:
Не очень удачное сравнение наверное, но когда многие современные музыканты, как профессионалы так и студенты, играют что-то из эпохи барокко слушать становится не выносимо.
Я также не удивлюсь если,например в Питере на Дворцовой площади , какой-нибудь гениальный, хороший архитектор с удовольствием вместо Эрмитажа построит какую-нибудь стеклянную железобетонную хрень и скажет - Ну а что ... Хватит уже старьем пользоваться...Мы же в 21 веке живем...


Тоже не очень удачное сравнение. :)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 12.03.10
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 19:43. Заголовок: Sinzin пишет: как т..


Sinzin пишет:

 цитата:
как тогда играли никто не знает. музыканты аутентичного направления стараются отталкиваться от того. что дошло до нас.
Инструменты , строй, литература , трактаты школы, учения об аффектах и т. д. Манера которую. кое где пронесли через века (Голландия.Англия).


Знание истории музыки и истории исполнительства я считаю обязательным для профессионального музыканта. Использовать это в своей игре - прекрасно, если не отрываться от качества звучания в погоне за стариной. :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
вне конкуренции




Зарегистрирован: 31.07.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 20:47. Заголовок: Анатолий пишет: Исп..


Анатолий пишет:

 цитата:
Использовать это в своей игре - прекрасно


Это и нужно, только хотелось бы чтобы история исполнительства изучалась не поверхностно.
Я помню как лет 12 назад пошел на сольный концерт ,вышеупомянутой скрипачки Бочковой. Играла она Баха. Играла " в барочном стиле". Я убежал после первого отделения . Интерес к аутентичному исполнению не возникнув, надолго пропал.
Спустя много лет понял, что, то что она пыталась изобразить - к барокко скорее всего отношения не имеет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 21:15. Заголовок: Телевизор пишет: ес..


Телевизор пишет:

 цитата:
если не отрываться от качества звучания в погоне за стариной


мне кажется не совсем верным,то что в старину хуже играли. тому есть маса свидетельств и т. д.

Просто определённая эпоха требовала своих выразительных средств , своей техники и т . д.
Сравать в.чельные концерты Боккерини с концертами Дворжака и Шумана..... там своё, а там своё. И то и другое требует как минимум хорошего владения инструментом. И сказать что Боккерини легче чем Дворжак, тоже нельзя...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
вне конкуренции




Зарегистрирован: 31.07.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 21:23. Заголовок: Sinzin пишет: Телев..


Sinzin пишет:

 цитата:
Телевизор пишет:

цитата:
если не отрываться от качества звучания в погоне за стариной



Да не я это писал! А Анатолий! Что же вы каждые пол часа мне приписываете не мои слова..!!!! )))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 23:17. Заголовок: Телевизор Пардон. Ви..


Телевизор Пардон. Видимо не тудп нажал.
Извините...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Зарегистрирован: 15.09.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 04:53. Заголовок: Телевизор пишет: Да..


Телевизор пишет:

 цитата:
Да не я это писал!


Это не Sinzin виноват какой- то глюк на Форуме: несколько раз замечал такое, вставляешь цитату, а имя цитируемого другое...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 12.03.10
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.10 10:19. Заголовок: Sinzin пишет: Срава..


Sinzin пишет:

 цитата:
Сравать в.чельные концерты Боккерини с концертами Дворжака и Шумана..... там своё, а там своё. И то и другое требует как минимум хорошего владения инструментом.


Здесь не поспоришь. :)
Сойдемся на том, что музыку надо исполнять красиво. :)
Телевизор пишет:

 цитата:
Да не я это писал! А Анатолий! Что же вы каждые пол часа мне приписываете не мои слова..!!!! )))




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 10.05.08
Откуда: Россия, Пенза
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.10 12:58. Заголовок: Центр по истории и а..


Центр по истории и анализу музыкальных записей (Centre for the History and Analysis of Recorded Music, сокращенно CHARM) под эгидой Королевского колледжа Лондона выложил свой архив исторических аудиозаписей в Сеть, сообщает Gramophone.

В интернете оказались около 5000 звуковых файлов в форматах MP3 (для прослушивания) и FLAC (для скачивания). Для большинства из этих записей срок действия авторских прав уже истек. Многие из них имеют отношение к другому проекту CHARM, "Музыканты Британии и Ирландии, 1900 - 1950".

"Даже при том, что музыка существует в виде нот, ее исполнение играет ключевую роль, а для большинства людей исполнение музыки - это и есть музыка. Цель CHARM - развивать музыковедение, которое будет изучать музыку, какой ее слышали в XX столетии", - говорится в заявлении организации.

ps. от себя добавлю, что у меня пока ничо скачать не получилось, тк скорость почему-то не больше 0,5 кб/с и сайт какой-то тормозной

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 23:50. Заголовок: Джон Элиот Гардинер ..


Джон Элиот Гардинер John Eliot Gardiner Дирижер




цитата из AudioMusic. Джон Элиот Гардинер - величайший музыкант современности, выпустивший немало великолепных пластинок. г В его дискографии присутствуют записи как барочной музыки, так и произведений XX века. Это исполнитель, покоривший слушателей скрупулезной работой с вокалистами и выведением на передний план хорового контрапункта как равноправного оркестру партнера. В современном музыкальном мире уже определились „гардинеровские" стандарты - неудачи этого дирижера по уровню стоят выше побед иных исполнителей. Нам остается лишь быть благодарными слушателями блестящего, а главное, умного исполнения и наслаждаться прекрасной музыкой.

Сэр Джон Элиот Гардинер родился в 1943 году в почтенной английской семье с музыкальными традициями: брат его деда Генри Балфур Гардинер (1877-1950) был композитором с солидной немецкой выучкой, в истории британской музыки он остался также как щедрый меценат. Дж.-Э. Гардинер получил разностороннее образование. В частности, он учился арабистике в Кембридже и композиции в Париже, у знаменитой Нади Бу-ланже (напомним, что к числу ее многочисленных учеников принадлежат американские классики Аарон Копленд и Эллиотт Картер, французский дирижер русского происхождения Игорь Марке-вич, легендарный румынский пианист Дину Липатти, израильский пианист и дирижер Даниель Баренбойм и блестящий американский пианист-аутентист Роберт Левин). Для становления Гарди-нера как музыканта-интерпретатора особое значение имели занятия под руководством выдающегося историка музыки и исполнителя на клавишных инструментах Тарстона Дарта в лондонском Королевском колледже. В 1964 году, будучи кембриджским студентом, Дж.-Э. Гардинер основал камерный хор имени К. Монтеверди. Три года спустя молодой гардинеровскй хор в ознаменование 400-летия Монтеверди исполнил „Вечерню Блаженной Девы" в соборе городка Или: его пение поразило критиков необычайной отчетливостью артикуляции, тщательно дозированным вибрато, искусно „отфильтрованными" низкими частотами,исполнение старинной музыки были внесены непривычные для того времени ритмическая острота и богатство динамических контрастов.

1968 году Дж.-Э. Гардинер создал свой оркестр аутентичных инструментов, которому также присвоил имя К. Монтеверди (через десять лет оркестр получит новое название - „Английские барочные солисты", „English Baroque Soloists"). В 1969 году Гардинер дебютировал как оперный дирижер („Волшебная флейта", Английской национальной опере). С 1981 по 1990 год он возглавляет Генде-левские фестивали в западногерманском городе Гёттингене.

К сорока годам Дж.-Э. Гардинер завоевал репутацию одного из самых влиятельных специалистов по аутентичному исполнению музыки барокко и классицизма. Между тем рамки XVII-XV1II веков становятся тесны для него, и в 1990 году он создает еще один коллектив - „Революционно-романтический оркестр" („Orchestre Re'volutionnaire et Romantique"), предназначенный для исполнения музыки XIX века, от Бетховена до Брамса и далее. Соблюдая верность идее аутентизма, Гардинер и в этом репертуаре культивирует преимущественно светлый, резковатый, местами подчеркнуто неоднородный тембровый колорит (результат использования духовых инструментов старых конструкций), умеренное вибрато, остро акцентированную ритмику, тщательно детализированную фразировку с преобладанием мелких штрихов; иначе говоря, его эстетика остается далекой от того, что в нашем сознании привычно связывается с понятием „романтизм", тем более „революционный".

Дж.-Э. Гардинер много выступает и с коллективами обычного типа, не имеющими отношения к аутентизму. В 1980-х годах он несколько лет возглавлял Лионскую оперу, где радикально обновил состав оркестра и поднял музыкальный уровень постановок на беспрецедентную для этого театра высоту (относящийся к тому периоду спектакль по „Пеллеасу и Мелизанде" К. Дебюсси, весьма сомнительный с постановочной, но превосходный с музыкальной точки зрения, несколько лет назад был показан российским телеканалом „Культура"). После этого Гардинер руководил оркестром Северогерманского радио в Гамбурге. Сегодня он регулярно дирижирует Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, Лондонским симфоническим оркестром, амстердамским оркестром „Концертгебау", лучшими оркестрами США.

В 1998 году Джон Элиот Гардинер был возведен в рыцарское звание. Ассортимент записей Дж.-Э. Гардине-ра (изданных в основном на дисках фирм „Philips", „DGG Archiv" и „Erato") обширен и многообразен. Многие его альбомы удостоены различных наград, что неудивительно: предлагаемый дирижером „продукт" отличается стабильно высоким качеством. Преимущества работ Гардине-ра в конкурентной борьбе определяются такими их чертами, как элегантность „внешней отделки", благородная красота инструментальных и вокальных красок (характерно, что даже звучание старых европейских оркестров, например Венского и Берлинского филармонических, порой утрачивает под палочкой Гардинера привычную интенсивность и „шелковистость"- приобретая холодновато-блестящий оттенок, ассоциирующийся с тембром „Революционно-романтического оркестра"), скрупулезная верность авторскому тексту, а там, где это необходимо, напористый драматизм, юмор и тщательно отмеренная доза экстравагантности. В медленной музыке, особенно в произведениях И. Гайдна и В.-А. Моцарта, Гардинер, как мало кто иной из нынешних исполнителей, умеет создавать иллюзию полного стасиса, остановившегося времени. От своих солистов, как певцов, так и инструменталистов, он добивается абсолютно внятной артикуляции и безупречного соблюдения ансамблевой дисциплины. Пожалуй, Гардинеру как художнику можно поставить в упрек лишь некоторый недостаток спонтанности и непредсказуемости, но с точки зрения современного рынка серьезной музыки этот „минус" выглядит скорее как „плюс": сегодня точность и надежность ценятся выше большинства других качеств.

Основу репертуара Дж.-Э. Гардинера, помимо К. Монтеверди, Г. Пёрселла, Г. Шютца и Г. Берлиоза (к которому дирижер, судя по всему, испытывает особую симпатию), составляет творчество австро-немецких композиторов XVII1-XIX веков: Г.-Ф. Генделя, И.-С. Баха, К.-В. Глюка, тройки венских классиков - И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена, а также Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса. Кроме того, Гардинер исполняет духовную музыку Дж. Верди (из опер Верди он пока записал только „Фальстафа") и А. Брукнера. К другим излюбленным репертуарным сферам дирижера относится музыка мастеров французского барокко (M.-A, Шарпантье, А. Кампра, Ж.-Ф. Рамо, Ж.-М. Леклера), английских классиков XX века (Э. Элгара, Г. Холста, Б. Бриттена), И. Стравинского, патриархов легкого жанра Ж. Оффенбаха, Э. Шабрие и Ф. Легара, мастера „китча" К. Вайля. Музыка нашего времени и недавнего прошлого не занимает в репертуаре Гарди-нера сколько-нибудь заметного места.

Одной из доминант деятельности дирижера является пропаганда малоизвестных произведений и ранних или предварительных редакций знаменитых шедевров. Так, Гардинер осуществил первую в истории запись юношеской „Торжественной мессы" Г. Берлиоза, рукопись которой долгое время считалась утраченной; записал песни для голоса с оркестром, принадлежащие перу венского „экспрессиониста" А. фон Цемлин-ского -• друга и учителя А. Шёнберга (на одном диске с песнями Малера; солистка Анне Софи фон Оттер), а также хоровую музыку Лили Буланже - рано умершей младшей сестры Нади Буланже [рецензию на этот диск см. в „AudioMUSIC" № 6/2002]. Одна из самых известных гар-динеровских записей Г, Берлиоза - драматическая симфония „Ромео и Джульетта" в двух авторских редакциях, предварительной и окончательной. По словам Гардинера, изложенным в буклете к диску, окончательная авторская версия не является лучшей из возможных, поскольку в нее не вошел ряд удачных фрагментов исходного варианта; дирижер приводит последовательность дорожек, которая дала бы оптимальную, „гибридную" версию. Весьма успешными оказались гардинеровские записи оперы Л. ван Бетховена „Леонора" (ранней редакции „Фиделио"), полузабытой Мессы C-dur Бетховена, а также „Итальянской симфонии" Ф. Мендельсона в двух версиях, популярной исходной и малоизвестной переработанной.

Оперные записи Дж.-Э, Гардинера ценятся за театральную живость и эффектность, за образцовые темп и фразировку, но нередко критикуются за несколько усредненный стиль пения: как уже было сказано, при работе с солистами Гардинер превыше всего ставит слаженность ансамбля и аккуратность воспроизведения текста, не оставляя певцам особых шансов на проявление собственной индивидуальности. Так или иначе, его интерпретации „Орфея" и „Коронации Поппеи" К. Монте-верди, сценических произведений Г. Пёр-селла, „Орфея и Эвридики" К.-В. Глюка, других барочных и раннеклассических опер необычайно увлекательны, богаты яркими, запоминающимися штрихами, а в операх В.-А. Моцарта ему удается добиться сочетания подлинно аутентистской строгости подхода, непринужденности развертывания действия и внешней привлекательности звучания - особенно удачны, на мой взгляд, записи опер „Идоменей", „Так поступают все женщины" и „Милосердие Тита". Как интерпретатор духовной музыки И.-С. Баха, Гардинер, несомненно, учитывает опыт таких пионеров аутентизма, как Николаус Арнонкур и Густав Леон-хардт, но избегает их крайностей. Если в классических записях кантат и „Страстей" под управлением Арнонкура и Леон-хардта партии сопрано - в соответствии с действовавшим в XVIII веке принципом „жены ваши в церквах да молчат"- обязательно поручены мальчикам, чьи технические возможности часто недостаточны для воспроизведения баховской орнаментики, то Гардинер предпочитает женские голоса, добиваясь от них минимально вибрирующего, почти бесполого, „подросткового" звучания (стоит заметить, что альтовые партии Гардинер все же поручает в основном мужчинам-фаЛьцетистам). С пуристской точки зрения гардинеров-скому Баху, возможно, недостает не только аутентичности, но и сосредоточенности, истовости, интенсивности духовного переживания, общий тонус интерпретации может показаться чрезмерно „благополучным", чего никогда не бывает ни у Леонхардта, ни у Арнонкура (что касается Арнонкура, то свое принципиальное пренебрежение благозвучностью он объясняет тем, что Бах сочинял духовную музыку не ради услаждения слуха, а ради того чтобы поражать и потрясать). А вот насколько этот недостаток компенсируется постоянными гардинеровскими достоинствами: чистотой и ясностью линий, богатством контрастов, раскованной виртуозностью солистов-певцов и инструменталистов оркестра „Английские барочные солисты" и, конечно, идеальным пением „Монтеверди-хора"- этот вопрос каждый слушатель решает по своему разумению. Как бы то ни было, очень многие любители музыки во всем мире ныне воспринимают Дж.-Э. Гардинера прежде всего как специалиста по Баху: в 2000 году, когда отмечалось 250-летие со дня смерти композитора, он вместе с „Монтеверди-хором" и „Английскими барочными солистами" совершил турне по Европе и США, исполнив в 50 различных церквах все духовные кантаты Баха.

Аналогичный подход Дж.-Э. Гардинер демонстрирует в отношении духовной музыки более позднего времени. Его записи Реквиема В.-А. Моцарта, „Торжественной мессы" Л. ван Бетховена, „Немецкого реквиема" И. Брамса, Мессы d-moll и избранных мотетов А. Брукнера по-своему превосходны, но и в них хороший вкус и точная вы- веренность пропорций преобладают над монументальностью и глубокомысленной „метафизикой", к которым мы привыкли в трактовках немецких дирижеров романтической школы, чей авторитет в данном репертуаре был непререкаем. Весьма интересные плоды манера Гардинера принесла в Реквиеме Дж. Верди (запись 1992 года). Традиция приучила нас слышать в Реквиеме, созданном между „Аидой" и „Отелло", нечто вроде очередной оперы с бурными романтическими страстями, пусть и на латинском языке. Гардинер же своей интерпретацией напоминает нам, что реквием - жанр прежде всего духовный. Это вовсе не значит, что, скажем, знаменитое начало „Dies irae" звучит у него менее внушительно и пугающе, чем у других крупных дирижеров: Гардинер знает толк в сильных эффектах и отнюдь не склонен непременно ассоциировать чистоту стиля с „умеренностью и аккуратностью". Но в его записи впечатляют прежде всего не апокалиптические ужасы, а моменты спокойной и просветленной религиозности; кажется, основной смысл его истолкования заключается именно в том, чтобы как можно яснее подчеркнуть присущую Реквиему деликатную и возвышенную ноту, которая у других исполнителей заглушается чисто „экстравертной" выразительностью. В полном согласии с общей концепцией, все четверо солистов (Люба Оргонашова, Анне Софи фон Оттер, Лука Каноничи, Аластер Майлс) поют на редкость сдержанно, демонстрируя не столько красоту и тембровое богатство голосов, сколько готовность раствориться в ансамбле. Минимум слез, стенаний и „кровавого пота". Согласитесь, добиться подобного в Реквиеме Верди само по себе дорогого стоит. Одним из показательных образцов искусства Дж.-Э. Гардинера может служить записанный им в 1994 году диск произведений Ф. Шуберта (по преимуществу небольших) для хора a cappella и с инструментальным сопровождением. Эта музыка звучит редко, соответственно, на рынке у данного диска почти нет конкурентов. Его можно смело рекомендовать тем, кто еще незнаком или мало знаком с этой маргинальной областью шубертовского наследия, в которой миниатюры развлекательно-бытового характера („Гондольер", „Серенада") соседствуют с музыкой для неформальных светских и религиозных обрядов (Псалом 23, „Именины", „Молитва"), с картинами лесной романтики („Ночная песнь в лесу" для мужских голосов и четырех валторн), лирическими пьесами и пантеистическими гимнами („Солнцу", „Светлая ночь", „Тоска", „Бог в природе", „Лунный свет"). Ядро программы составляет написанная в 1821 году „Песнь духов над водами" („Gesang der Geister liber den Wassern") для восьми-голосного мужского хора и струнных (без скрипок) на текст известного философского стихотворения И.-В. Гёте. Эта масштабная поэма, с возвышенно-созерцательными крайними и взволнованным, активным средним разделом,- несомненная вершина всего светского хорового творчества Шуберта; в ней предугаданы такие откровения последних месяцев жизни композитора, как медленная часть Сонаты B-dur для фортепиано и Adagio Струнного квинтета C-dur. В большинстве номеров программы, относительно простых, Гардинер и его хор не вызывают нареканий, но „Песнь духов над водами" звучит, пожалуй, слишком прозаично: отнюдь не как „лучший бриллиант: в короне", а лишь как пьеса в ряду других пьес - и местами даже почти некрасиво (результат искусственной - „во что бы то ни стало"- минимизации вибрато в условиях преобладания низких частот). С другой стороны, существенным „козырем" диска является участие в нем такого пианиста-аккомпаниатора, как Мал-ком Билсон, одного из самых известных современных специалистов по молоточко-вым фортепиано.

Среди чисто оркестровых записей Гардинера особого внимания заслуживают симфонии и концерты Л. ван Бетховена. Гарди-неровский Бетховен элегантен, блестящ, подтянут, мускулист и, разумеется, почти начисто лишен привычной монументальности. В записи фортепианных концертов (вместе с Фантазией для фортепиано, хора и оркестра) солирует великолепный Роберт Левин, соученик Гардинера по классу Нади Буланже, играющий на старинных моло-точковых инструментах. В недавней записи (2003) Скрипичного концерта Л. ван Бетховена и Концерта e-moll Ф. Мендельсона солистка не менее великолепная Виктория Муллова. Интерпретации обоих концертов могут служить абсолютным эталоном чувства меры, ансамблевой дисциплины и сдержанной, непоказной внутренней значительности. Именно эти качества наиболее емко характеризуют искусство Джона Элиота Гардинера в целом, что убедительно подтверждается каждой очередной его работой.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.10 22:30. Заголовок: http://jpe.ru/1/sm/1..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.10 12:05. Заголовок: http://www.youtube.c..






Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.10 19:09. Заголовок: Качаем струнные симф..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.10 19:25. Заголовок: Филипп Херревеге (р1..


Филипп Херревеге (р1947) - бельгийский (фламандский) дирижёр-аутентист. Среди наиболее известных записей дирижёра — сочинения Шютца и Орландо ди Лассо, хоровые шедевры Баха, мотеты Рамо и Люлли, реквиемы Моцарта, Форе и Брамса, оратории Мендельсона, Девятая симфония Бетховена и конечно симфонии Брукнера. Вот уже седьмой год именно музыка Брукнера находится в центре творческой деятельности Херревеге и созданного им в 1991 году в Париже Оркестра Елисейских Полей - были записаны 4,5,7 и 8я симфонии
Такого Брукнера вы не слышали у других дирижеров, зато можете услышать у самого Херревеге. Грубо говоря это Брукнер приготовленный по французски. Само звучание оркестра - очень вкусное, тембристое - резко непохоже на привычное. Оно и мягче, и острее; и более слитное, и более расслоенное. Протяжные симфонии Брукнера с их магической сменой разделов и иррациональным чувством формы принято считать "музыкой духа". Херревеге раздуховляет, деспиритуализует Брукнера. Но это лишь первый шаг. Дальше дирижер собирает заново брукнеровский ребус. Темпы живые, и чистая музыка Брукнера "вспоминает" о своих жанровых прототипах - траурном марше, лендлере и даже, может быть, венском канкане. Херревеге добивается парадоксального ощущения, что музыка "сама себя играет", и в то же время остается человечнее некуда.

Anton Bruckner (1824-1896)

Symphonie Nr.8
Orchestre des Champs Élysées
dir. Philippe Herreweghe
http://files.mail.ru/EL10EM<\/u><\/a>
mp3-256, recording from broadcast / 153мб

Symphonie Nr.4 in Es-Dur
http://csabrendekilap.extra.hu/bruckner4.jpg<\/u><\/a>
Orchestre des Champs-Élysées
dir. Philippe Herreweghe
http://www.mediafire.com/?sharekey=3eaa8bedb1b1166290a82c7bb0fad7adb2b31278e4a34b8ece018c8114394287<\/u><\/a>
http://files.mail.ru/WMNGFX<\/u><\/a>
flac/295мб

Symphonie Nr.7 in E-dur
http://csabrendekilap.extra.hu/bruckner7.jpg<\/u><\/a>
Orchestre des Champs-Élysées
dir. Philippe Herreweghe
http://www.mediafire.com/?sharekey=3eaa8bedb1b1166290a82c7bb0fad7ad9755a543e0bf15515be6ba49b5870170<\/u><\/a>
flac/285мб
http://files.mail.ru/CMXRMV<\/u><\/a>
mp3~224

Symphonie Nr.5, B-dur
http://csabrendekilap.extra.hu/brucknerfront.jpg<\/u><\/a>
Orchestre des Champs-Élysées
dir. Philippe Herreweghe
http://www.mediafire.com/?sharekey=3eaa8bedb1b1166290a82c7bb0fad7add7b9a83f9c751622b8eada0a1ae8665a<\/u><\/a>
flac/321мб

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Зарегистрирован: 02.01.07
Откуда: РФ, Подольск
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.10 19:26. Заголовок: Некоторые вещи прост..


Некоторые вещи просто гениальны

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 39 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 14
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

Каталог "Классическая музыка в интернете"